Происхождение храмовой иконы Николая Чудотворца из Троицкого храма заинтересовало исследователя Наталью Тарашевскую в период изучения ею истории усадьбы Соколово-Кучино, которая сейчас является объектом культурного наследия регионального значения.
Во время работы в архивах она выяснила, что в 1646 году в селе Соколове была построена деревянная церковь, которую упразднили спустя почти 200 лет — в 1804 году, а всю церковную утварь и иконы перевезли в Никольскую церковь, находившуюся во владении графа Сергея Румянцева в селе Загарье Богородского уезда. Среди утвари Соколовской церкви было более 120 старинных икон, одна из которых дошла до наших дней.
«В период работы с архивными документами мне попался труд священника 19 века Н. Скворцова, где приводится краткое описание Никольской церкви в селе Соколове. В этом труде есть фраза, которая стала началом пути моего нового расследования неизвестной истории сел Соколова и Троицкого-Кайнарджи. Звучит она так: «Храмовая икона изъ уничтоженной церкви находится въ Троицкой церкви села Троицкаго-Кайнарджи»», — рассказала Наталья Тарашевская.
Таким образом выяснилось, что не вся утварь Соколовской церкви переехала в Загарье. Одну ее храмовую икону оставили в Троицком храме. Чтобы найти хотя бы следы этой старинной иконы, исследователь обратилась к настоятелю храма иеромонаху Лазарю (Беломоину), который подтвердил, что действительно, в храме есть большая старинная икона святителя Николая, но никаких данных об ее происхождении нет. Этот образ отреставрирован, хранится в дорогом красивом киоте и выносится обычно только на праздники святителя Николая.
«Отец Лазарь рассказал, что эта икона Николая Чудотворца сначала находилась слева от иконостаса, у северного входа в храм и была покрыта старинной расшитой ризой. Ее состояние было плохим: краска с доски осыпалась, особенно в ее нижней части. А поскольку в Троицком храме раньше существовал придел Николая Чудотворца, то наличие в нем иконы с изображением этого святителя никого не удивляло, и никто изучением ее происхождения не занимался», — поделилась Наталья Тарашевская.
Свои секреты икона начала раскрывать лишь в 2015 году, когда по инициативе епископа Балашихинского и Орехово-Зуевского владыки Николая Погребняка было решено ее отреставрировать.
Реставрацию проводила Лариса Миронова, ведущий художник-реставратор высшей квалификации из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. В ее заключении сказано, что икона, размер которой 105х97 см, действительно имеет антикварную ценность.
По словам эксперта, она была создана в первой половине 17 века, однако некоторые фрагменты — еще более раннего написания, а шитье на ризе, помещенное на икону, было сделано в начале 19 века. За все время ее существования икону трижды поновляли. Последнее поновление относится к концу 19 века.
«Возможно, с помощью богатой ризы хотели скрыть не очень хорошее состояние иконы, но именно изготовление ризы специально для этой иконы свидетельствует о том, что она пользовалась особым почитанием и вниманием владельцев имения. Если эта икона действительно является храмовой иконой Соколовской церкви, то она могла быть написана в те времена, когда Соколовым владел первый из Стрешневых — боярин Василий Иванович Стрешнев. Вероятно, именно он и мог передать эту икону в 1646 году в свою вновь построенную церковь», — предположила исследователь.
Троицкий храм в селе Троицком, принадлежавшем графу П.А. Румянцеву, возвели в 1754 году. Старинные иконы, находящиеся в храме, относятся к 18-началу 20 века, из чего исследователь сделала вывод, что икона Николая Чудотворца — самая старая в Троицком храме.
«Церковь, которая стояла в Троицком до возведения каменного здания при прежнем ее владельце Петре Голицыне, сгорела со всем имуществом в 1751 году, поэтому иконы из этой церкви попасть в новый храм не могли. Следовательно, есть все основания предположить, что данная икона Николая Чудотворца к этому Троицкому храму изначально отношения не имела», — рассказала Наталья Борисовна.
Также выяснилось, что до реставрации образ Николая Чудотворца был «одет» в ризу. Она представляет собой одеяние, вышитое золотыми нитями, и украшенное драгоценными камнями. Специалисты определили, что эта риза была сделана в начале 19 века. По чьему заказу она была создана — неизвестно. Наталья Тарашевская предполагает, что ее заказали братья Румянцевы — Николай Петрович и Сергей Петрович. Именно в это время, в 1804 году, была упразднена Соколовская церковь, и ее храмовая икона попала в Троицкий храм.
По словам реставратора Ларисы Мироновой, риза на иконе очень красивая, изысканная, золотошвейная, шитье прозрачное. По ее мнению, риза на иконе Николая Чудотворца может быть исключительно вкладом знатных, культурно-просвещенных светских людей.
«Румянцевы как раз такими людьми и были. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что риза была изготовлена по их заказу. Последнее поновление иконы в конце 19 века было сделано ее владельцами князьями Голицыными, что также свидетельствуют об особом отношении к этой иконе и заботе о ней даже спустя почти сто лет после того, как она попала в Троицкий храм», —утверждает исследователь.
Риза иконы была едва не уничтожена во время Отечественной войны 1812 года, но избежала участи других утраченных святынь. Наталья Тарашевская приводит отрывок из книги «Православные святыни Московской епархии. Храмы Балашихинского района». М. 2005. С. 111-112»:
«В Отечественную войну 1812 г. в Троицком побывали французские мародеры, ограбившие усадьбу и Троицкую церковь. Еще до прихода неприятелей священник и прихожане сумели собрать и спрятать драгоценную церковную утварь и чтимые святыни. Все это было зарыто в церкви под пол, за левым клиросом и заложено плитой. Однако французы нашли и разграбили клад. Часть награбленного было чудесным образом найдено, в том числе и драгоценная риза с древней иконы святителя Николая. После войны церковь обновили».
Во время реставрации иконы по совету реставратора было решено сделать новый, современный список со старинной иконы и поместить на него оригинальную ризу, изготовленную в начале 19 века. Именно этот список с ризой и размещен сейчас в храме слева от иконостаса, у северного входа. А старый образ остался раскрытым, без ризы, каким он и был изначально, но теперь уже отлично отреставрированным.
«То, что сохранилась эта главная икона Никольского храма, стоявшего в селе Соколове, можно назвать чудом. Вся богатая утварь Соколовской церкви, перевезенная в Загарье, во времена богоборчества была либо разграблена, либо уничтожена. Не было никакой надежды на то, что можно будет найти хотя бы что-нибудь из этой церкви. Но мы все-таки нашли. Да не что-нибудь, а самую главную, храмовую икону!», — рассказала исследователь.
Николай Чудотворец — один из наиболее почитаемых у славян христианских святых. «Зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. Так что Николай Чудотворец Троицкого храма — «вешний».
Наталья Тарашевская от лица всех верующих и тех, кто интересуется историей Балашихинского района и культурой в целом, выражает благодарность Балашихинскому благочинию и служителям Троицкого храма, за то, что они не прошли мимо этой драгоценной святыни и провели ее реставрацию. В противном случае уже в ближайшее время ее можно было бы потерять.
Каждый желающий может увидеть эту икону в Троицком храме два раза в год: 22 мая (Никола Вешний) и 19 декабря (Никола Зимний). В эти дни храмовую икону приносят в храм.
Ранее сообщалось, что к роднику у Троицкого храма выстроились очереди.