Банк имеет право приостанавливать переводы физического лица, если заподозрит мошенничество или отмывание доходов. Какие еще противоправные действия могут стать причиной заморозки операции с деньгами, рассказала агентству «Прайм» аналитик портала «Банки.ру» Эряния Бочкина.
Она назвала две группы причин. Первая — противодействие мошенничеству. Существует шесть признаков того, что перевод осуществляется без добровольного согласия клиента.
Эксперт к ним относит: уголовное дело в отношении получателя средств, сведения о мошеннических операциях со счетом, нехарактерная для клиента телефонная активность перед переводом, счет находится в базе Банка России, нетипичная для клиента сумма, а также перевод с устройства, которое уже использовали мошенники.
«Если получатель в базе мошенников не найден, но выявлены другие признаки, перевод также будет приостановлен, а отправитель предупрежден. Но если он станет настаивать, деньги отправят тут же», — пояснила Бочкина.
Вторая группа признаков направлена на выявление переводов, которые могут быть связаны с отмыванием доходов или использоваться для поддержки «теневого» игорного бизнеса, финансовых пирамид и других нелегальных схем.
Банки обращают внимание на необычно высокую активность по количеству отправителей и получателей переводов — например, более 10 операций в день или свыше 50 в месяц.
Подозрительными могут быть крупные суммы транзакций — свыше ₽100 тыс. в день или ₽1 млн в месяц. А также минимальный временной интервал (одна минута или менее) между зачислением средств на счет и последующим списанием.
При регулярном выявлении подобных операций учреждение может полностью прекратить обслуживание клиента, рассказала эксперт.
С 1 октября 2025 года крупные банки в России внедрят в свои мобильные приложения инструмент для оперативной подачи жалоб на мошеннические переводы.