В соцсетях появилось видео жестоких избиений школьников подростками из Химок. По информации телеграм-канала «ЧП Химки», правонарушителями стали ученики из местной гимназии в микрорайоне Сходня. Подростки этнического происхождения без причины нападают на незнакомых им школьников и избивают их. Происходящее они снимают на камеру и выкладывают в интернет.
Полиция начала проверку после публикации в интернете видеоролика с дракой. В связи с этим инцидентом ГСУ СК России по Московской области возбудило уголовное дело. Расследование взял под личный контроль глава СК Александр Бастрыкин. Председатель Следственного комитета России затребовал доклад по данному уголовному делу.
Жители Химок возмущены происходящим и призывают родителей больше времени уделять детям.
«Точно знаю, что это еще не последняя ситуация. У детей это с первого класса идет — сбиваются в группы и выбирают кого-то для битья. Родители, общайтесь с детьми! И если находите гематомы, сразу в полицию заявление и к директору», — призывает местная жительница в комментариях под постом с видео жестоких драк.
Адвокат Алексей Цыганов объяснил REGIONS, что наказание для подростков за побои будет зависеть от степени тяжести причиненного вреда здоровью.
«За причинение легкого вреда здоровью предусмотрено наказание в виде ареста на срок до четырех месяцев. За причинение средней тяжести вреда здоровью предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, а за причинение тяжкого вреда здоровью до двенадцати лет. В случае если вред здоровью потерпевшему не был причинен, но ребенок испытал физическую боль, то данное деяние можно квалифицировать по статье «Побои». По данной статье предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет», — пояснил правозащитник.
Также, по словам Цыганова, следственные органы могут возбудить уголовное дело по статье «Хулиганство, совершенное группой лиц», если в действиях виновных лиц найдут признаки данного преступления. За данное деяние предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет.
При этом за умышленное причинение среднего и тяжкого вреда здоровью, а также за хулиганство, совершенное группой лиц, уголовная ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста.
Родителей малолетних агрессоров также могут привлечь к ответственности за ненадлежащее исполнение (неисполнение) родительских обязанностей. За это правонарушение предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 500 руб., уточнил адвокат.
Это далеко не первый случай. Серия драк и побоев среди подростков, а также избиение и унижение толпой одного «наказанного» происходят во многих районах Подмосковья. Причем жестокость проявляется не только в поступках, но и в речи — зачастую подростки разговаривают исключительно матом.
Так, в Пушкино произошла массовая драка, в которой участвовало порядка сотни подростков и молодых людей. Все они собрались в парке из-за одного комментария в соцсетях. Вскоре сотрудникам полиции удалось задержать пятерых участников побоища в возрасте от 21 до 25 лет. По данному факту было возбуждено уголовное дело о хулиганстве.
В начале февраля в Дмитрове группа подростков издевалась над школьником, унижая его и заставляя извиняться перед ними на камеру. Парня заставили вставать на коленях в лужу и смотреть в объектив. На кадрах видно, как пострадавший умоляет его не бить и тут же получает удар за ударом. При этом среди смеющихся истязателей были и девочки. Видео издевательств выложил в интернет кто-то из участников драки. По данному факту также было возбуждено уголовное дело.
В Котельниках семь девочек во время уроков избили сверстницу. Видео издевательств выложили в чат с родителями и учителями, а позже школьницы уверяли, что пострадавшая сама попросила ее ударить. Полиция начала проверку.
Не всегда подростки разбираются только между собой. Школьники
нападают на инвалидов,
пенсионеров или бездомных людей.
Так, подростки
из Химок напали на бездомного и сняли издевательства на видео, делом
занимается полиция. А в Красноармейске Пушкинского городского округа школьники
напали на бабушку. И вновь экзекуция была снята на видео: на кадрах видно,
как двое молодых людей с закрытыми банданами лицами пинают лежащую
в одном халате на полу пенсионерку, пока та умоляет их остановиться.
Впоследствии пенсионерка скончалась от полученных травм.
По словам психолога Дмитрия Гончарова, причинами агрессии могут быть внутренние страхи и тревожность, дефицит эмоционального тепла в семье, негативный пример окружающих: взрослых или сверстников.
Но, по мнению психолога, есть и еще одна немаловажная причина эпидемии агрессии — подражание медийным образцам, доступность контента с насилием. Также, по мнению специалиста, благодаря сериалам вернулась мода на 90-е.
Среди таких картин «Слово пацана». Создатели последнего фильма постарались показать, что подражать главным героям вовсе не стоит — в финале все агрессоры закончили плохо: их ждали смерть, тюрьма, разрушение всей жизни. Однако, как считает Гончаров, этот посыл очевиден скорее для взрослых, чем для детей.
«Да, финал у героев трагический, но 90% времени своей киножизни они живут ярко, «кайфуют», чувствуют себя крутыми, всех побеждают кулаками. Подростки запоминают именно это, а не последствия. В целом же, музыка, стиль, атмосфера, хороший сценарий и игра актеров, — все работает на то, чтобы романтизировать криминальную жизнь. Если рассматривать сериал с психологической точки зрения, то он действительно может формировать определенные представления о нормах поведения, особенно у тех, кто идентифицирует себя с персонажами фильма», — считает Дмитрий.
По его словам, подростки, чье мышление еще формируется, могут романтизировать такие образы, особенно если им не хватает ролевых моделей, показывающих другие пути достижения уважения и самоутверждения.
Психолог дал советы, как помочь подростку не попасть под влияние романтизированных образов насилия.
«Важно не только ограничивать доступ к жестокому контенту, но и обсуждать его с ребенком. Вместо запретов, которые вызывают протест, лучше задать вопросы: «Как ты думаешь, что чувствовал этот герой?», «Какие у него были другие варианты?», «Какие последствия его ждут в реальной жизни?» Такой подход поможет подростку осознать разницу между художественным образом и реальностью», — говорит эксперт.
Еще один важный фактор — создание альтернативных ролевых моделей.
«Спорт, творчество, добровольчество, участие в интересных проектах могут стать средой, где ребенок научится добиваться уважения не через силу, а через реальные достижения», — заключил собеседник REGIONS.
По мнению Гончарова, подростки хотят быть значимыми — важно помочь им найти способ, как это сделать безопасно и конструктивно.