Сразу оговоримся: продавцы и руководство сетевых магазинов с чисто юридической точки зрения нас не обманывают. Просто они не говорят всей правды. При этом, незаметные простому посетителю торгового объекта уловки приносят миллионные прибыли владельцам ритейла ежедневно.
Василий, проработавший несколько месяцев в одном из сетевых магазинов в подмосковном Ногинске, раскрыл основные из них.
«Самой безобидной «фишкой» стал обновленный дизайн в магазинах одной из торговых сетей. Пришедшие после ремонта в торговый зал покупатели недоумевали: полы получили такую раскраску, что от нее у многих попросту начинала кружиться голова: хаотические линии даже прозвали адом перфекциониста», — говорит Василий.
По его словам, сделано это не просто так, а с умыслом: неприятный для глаз бешеный узор заставляет смотреть не под ноги, а на полки с товаром. А это увеличивает шансы на то, что ваш взгляд упадет на ту вещь или продукт, которые по большому счету вам не были нужны, и будет сделана спонтанная покупка.
Для такой же покупки по наитию мелкие и яркие товары кладут рядом с кассой, чтобы от скуки в ожидании своей очереди на оплату вы покрутили их в руках и, может быть, положили в свою корзину.
Как часто вы сверяете заявленную цену на товар с итоговой стоимостью в чеке, спрашивает Василий. Как и авторы следующей схемы обогащения, сам он делает это постоянно.
«Наиболее распространенной проблемой в магазинах остается несоответствие цен на полках и на кассе, потому что большинство покупателей не проверяет чеки после оплаты. Если разница в стоимости обнаружена сразу, кассиры обычно извиняются и возвращают деньги. Однако в остальных случаях разница остается в пользу магазина», — поясняет теперь уже бывший продавец.
Однако сам он неоднократно обращал мошенничество с ценниками в свою пользу. Так, обнаружив дорогостоящий кофе «по акции» за 300 рублей, он сумел приобрести по этой цене сразу 10 килограммов. И хотя на кассе первоначально запросили 30 тысяч за покупку, ситуацию тут же исправили после предъявления ценника с витрины: по закону о защите прав потребителей товар должен отпускаться по первоначально заявленной цене. Ошиблись, не успели заменить ценник — проблема продавца.
«Совершенно новая уловка, появившаяся буквально в последние дни. На полках вперемежку выставляется штучный и весовой товар. Например, цены на одинаковые куски сыра или палки колбасы, или упаковки печенья могут быть указаны как за одну единицу, так и за 100 граммов», — продолжает Василий.
Это приводит к тому, что увидев цену в 50 рублей за пакет с печеньем покупатель выложит на кассе уже 150 рублей — ведь расфасован товар упаковками по 300 граммов, отвешивать из закрытой пачки меньшее количество продукта никто не будет.
Рядовой покупатель падок на акции с «желтыми ценниками». Возьмите два, третий бесплатно. Казалось бы супервыгодные предложения моментально сбивают с толку. В результате мы получаем три упаковки товара, в сторону которого без акции просто не взглянули бы.
«Аналогично этому работает и схема с различными бонусами. Магазин якобы дарит вам двести рублей за каждую потраченную тысячу. Закупившись по полной и получив вожделенную скидку, покупатель думает, что сэкономил их. Но на самом деле он не приобрел, а потерял тысячу рублей, на которые набрал порой не нужные ему товары, стремясь выполнить условия, поставленные ему магазином», — поясняет бывший продавец.
Владельцам бонусных карт магазина также навязывают и другие акции, например, начисляют бонусы, доступные для использования только в течение короткого срока — до пяти дней. Если клиент не успевает потратить эти бонусы, они «сгорают».
«Все программы лояльности работают в пользу магазинов, заставляя покупателей совершать больше покупок в надежде на вознаграждение, которое в реальности получить практически невозможно», — предупреждает знаток.
Среди других нарушений, выявляемых в магазинах представителями общественного контроля, неправильное размещение товаров с заменителем молочного жира (СЗМЖ) рядом с натуральными продуктами (БЗМЖ), нарушение условий хранения и отсутствие информации о товарах на развес.
«Выбирая, например, сливочное масло сто раз убедитесь, что берете именно его. Практика размещения рядом с продуктом известных марок маргарина или спреда в почти идентичных упаковках наиболее распространена», — советует бывший работник торговли.
Не терять бдительности при приобретении рыбной икры — еще одна рекомендация. За достаточно высокие цены, приближающиеся к оригиналу, на полках может находиться высококачественная имитация, о которой производитель сообщает мелкими буквами в неприметном месте этикетки.
Эксперты советуют покупателям быть внимательными при совершении покупок, всегда проверять чеки, сверять цены на кассе с указанными на ценниках и уточнять информацию о товарах, если она отсутствует. Также стоит внимательно изучать условия акций и бонусных программ, чтобы не стать жертвой маркетинговых уловок.
Хотя больших улучшений ситуации в ближайшее время ожидать не приходится, общественные
организации надеются, что контрольные органы обратят внимание на нарушения и примут меры. Пока же остается только полагаться на собственную внимательность
и не терять бдительности в магазинах.
Ранее эксперты рассказали, сколько на самом деле должны стоить цветы накануне праздников.