Результаты опроса, проведенного Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», показали, что компетентность учителей — второй по важности критерий, на который ориентируются родители при выборе школы для детей.
Каждый родитель хочет, чтобы его дети получили хорошее образование, стали успешными. Большие надежды в этом вопросе они возлагают на школу. Но не всегда ожидания родителей оправдываются.
«Сын учится в восьмом классе. С прошлого года он занимается с репетитором по алгебре и геометрии. Причем это была не моя, а его инициатива. В школу пришел новый учитель, и каждый урок для Андрея стал испытанием, хотя до этого математика нравилась, все схватывал на лету. Дошло до того, что он не мог самостоятельно делать домашнее задание», — рассказала REGIONS Марина Р. из Мытищ.
При этом оценки по-прежнему были хорошие. Но дело, как говорит Марина, не в пятерках и четверках, а в реальных знаниях, которых с таким преподаванием явно не хватит для того, чтобы хорошо сдать экзамены и поступить в вуз. В итоге родители наняли репетитора.
«Удовольствие, конечно, дорогое. Но мы с мужем пошли на дополнительные траты, понимая, что это инвестиции в будущее нашего ребенка. Думаю, репетиторство — правильный выход из создавшегося положения. Сидеть самим каждый вечер после рабочего дня за учебником, вспоминать школьную программу и параллельно делать домашние дела — прямой путь к неврозам», — говорит Марина.
О том, что школьный учитель не силен в алгебре и геометрии, говорят и другие родители. Но одних это устраивает, потому что дети не питают особой любви к задачам, уравнениям и теоремам. Другие — просто не хотят устраивать разборок. Но вопрос, есть ли у учителей испытательный срок при приеме на работу, интересует всех.
Доцент Российского государственного университета социальных технологий, член Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по образованию и социальной политике Инна Литвиненко сказала REGIONS, что у педагогов, устроившихся на новое место работы, есть испытательный срок. Это касается не только молодых специалистов, но и учителей со стажем.
«Как правило, трудовой договор с учителем заключается после успешного прохождения конкурсной комиссии и собеседования с администрацией образовательного учреждения. В договоре может быть указан испытательный срок. Условия его прописываются по соглашению сторон. Как и для представителей других профессий, согласно Трудовому кодексу РФ, продолжительность испытательного срока обычно три месяца. Это время отводится для того, чтобы работодатель оценил профессионализм и деловые качества нового сотрудника. Да и сам учитель во время испытательного срока может определить для себя, подходит ему работа в данном образовательном учреждении или нет», — сказала Инна Литвиненко.
Эксперт отметила, что на практике часто получается все намного сложнее. Даже если ожидания работодателя не оправдались, учителю дают доработать до конца учебного года.
«Если учителя взяли, то на учебный год, чтобы не нарушать расписание занятий, не создавать проблем школе и учителям, которым в случае увольнения нового коллеги придется взять его нагрузку на себя», — сказала Литвиненко.
В рамках проекта «Мониторинг экономики образования» специалисты НИУ ВШЭ проанализировали несколько аспектов школьного образования. В том числе проводились опросы родителей. По мнению почти каждого шестого из них, педагоги подготовлены недостаточно хорошо.
«Моя дочка — второклассница. Безграмотность педагога шокирует. Аня на уроке математики не успела решить все примеры, и учитель написала ей в тетради напоминание: «До делать!» А в тетради по русскому языку в слове «панно» зачеркнула вторую букву «н». В итоге, работая над ошибками, Аня несколько раз прописала «пано». Когда сказала дочери, что Мария Ивановна (имя изменено. — Прим. редакции) ошиблась, устала, ведь она проверяет много тетрадей, в ответ услышала: «Мама, учитель никогда не ошибается!» Конечно, хорошо, что ребенок так верит своему наставнику, но вот что делать с ошибками? Дочка ведь будет следовать примеру педагога», — рассказала REGIONS собеседница на условиях анонимности.
Сейчас мама Ани в растерянности: переводить дочь в другую школу, поговорить с учителем, директором или нанять репетитора. Кстати, недавние исследования показали, что с репетитором занимается практически каждый третий школьник страны.
А вот родители Даниила, ученика одной из люберецких школ, решение уже приняли. Со второго учебного модуля их сын учится в другом общеобразовательном учреждении.
«Поменяли школу из-за учителя истории и обществознания. Сын планирует поступать в юридический университет, поэтому обязательно должен сдать в рамках ЕГЭ обществознание. К сожалению, педагог не давал необходимых знаний. На уроках дети или конспектируют параграф учебника, или составляют кроссворды по теме. В новой школе требования учителя высокие, но и знания он дает глубокие», — сказал Сергей Ш., отец Даниила.
Для активно развивающейся Московской области учитель — одна из самых востребованных профессий. В последнее время в Подмосковье наблюдается настоящий бум строительства школ. Только в этом году в День знаний в регионе открыли 39 зданий новых учебных заведений общего образования на 38 тыс. мест.
Комплектование педагогических коллективов велось одновременно со строительством школ. Целенаправленная работа в этом направлении идет в регионе уже не первый год. По информации Министерства образования Московской области, на начало 2024 года дефицит учителей составлял 2,1 тыс. специалистов, сейчас же в школах всего 147 вакантных мест.
Случаи со слабыми, безграмотными учителями, к счастью, единичны. В Подмосковье делается ставка на качество образования.
«У нас больше 1 млн школьников, поэтому все, что касается строительства, капремонта школ и особенно их наполнения кадрами, оборудованием, остается приоритетом. Очень важно предоставлять детям качественное образование. Мы строим большие учебные комплексы, а это весьма сложная система управления. Поэтому необходимо и дальше искать лучших учителей, директоров школ, внедрять новые методики преподавания», — сказал губернатор Московской области Андрей Воробьев на одном из недавних совещаний с региональным правительством и главами городских округов.
По информации Министерства образования региона, в планах на 2025 год — привлечь на работу в подмосковные школы 50 лучших выпускников педагогических вузов страны, имеющих высокий рейтинг, и не менее 50 победителей и лауреатов профессиональных конкурсов «Учитель года России», «Педагогический дебют РФ», «Флагманы образования».
«Мы надеемся, что каждый из них сможет привнести новое в развитие подмосковной системы образования», — отметила министр образования Московской области Ингрид Пильдес.
Член Комитета Московской областной думы по образованию, культуре, науке, туризму, спорту и молодежной политике Марина Шевченко отметила, что в целях привлечения молодых кадров в школы Подмосковья выстроена комплексная система поддержки.
«Педагоги, устраивающиеся на работу сразу после окончания учебного заведения, получают 50 тыс. руб. в первый год работы, 100 тыс. руб. — во второй, а также в течение трех лет ежемесячная доплата составляет 6 тыс. руб. Специалисты не старше 35 лет, имеющие педагогический стаж работы на территории Московской области не менее трех лет, могут стать участниками региональной программы «Социальная ипотека». В этом году сертификаты на жилье получат 73 учителя», — сказала REGIONS Марина Шевченко.
Получить диплом педагогического вуза и на этом поставить точку не получится. Мы живем в быстро развивающемся и конкурентном мире, поэтому необходимо постоянно получать новые знания.
«Важно не только углубляться в свою профессиональную область, но быть развитым всесторонне, чтобы уроки были интереснее. Мне кажется, нужно стремиться к метапредметным занятиям: когда на уроке, скажем, музыки вспоминают и историю, и физику», — считает психолог Зофия Селищева из Жуковского.
В Московской области эту и другие задачи помогает решать Центр непрерывного профессионального мастерства педагогических работников, филиалы которого созданы в шести городах. Учителя могут стать участниками более 10 различных проектов. Среди них — коуч школьных команд «Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов», открытый педагогический клуб «Шаг в будущее», онлайн мастерская «Школа профессионального мастерства», проектная лаборатория молодых специалистов и их наставников «Формула успеха».
Кроме того, при управлениях и отделах образования городских округов есть учебно-методические центры работников образования. В числе главных задач этих структурных подразделений — индивидуальное развитие педагога, повышение его профессиональной компетенции.
«Благодаря такой всесторонней поддержке учителя, которые хотят работать в школе, умеют создавать бесконфликтную, комфортную среду в детском коллективе, но испытывают трудности в преподавании своего предмета, есть возможность стать настоящим профи», — считает член Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по образованию и социальной политике Инна Литвиненко.
Так что же делать, если учитель, по мнению родителей, плохо учит, недостаточно хорошо объясняет материал? При этом уровень знаний учащегося не всегда говорит о том, что педагог не работает с классом. Возможно, пробелы накопились за предыдущие годы учебы, например из-за пропусков по болезни.
«В любом случае сначала надо пообщаться с учителем. Не удается решить вопрос на этом уровне, то следующий шаг — обращение к директору. Если и это ни к чему не приводит, то лучше перевести ребенка в другой класс к другому учителю либо в другую школу. Конфликтовать напрямую с педагогом и доказывать его неправоту не имеет никакого смысла, так как, скорее всего, потом ребенок начнет в классе от этого страдать», — сказала REGIONS семейный психолог Ольга Латынцева.
Она призналась, что и сама сталкивалась с такой ситуацией. Перевела сына в другой класс, и сейчас у него отличная успеваемость без репетиторов и скандалов.
Кстати, в этом году изменена структура индекса качества общего образования. Если раньше оценка качества образования строилась исключительно на основании результатов в учебе детей, то сейчас будет проверяться и компетенция учителей — их профессионализм, подготовка в плане психологии, а также в методологии преподавания. Это, по мнению экспертов, исключит появление в педагогических коллективах случайных людей. Также будет оцениваться и качество образовательной инфраструктуры.